Официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена: Добро пожаловать на официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена

Выберите раздел:

Сайт РГПУ им. А.И.Герцена

Учебные пособия, монографии и рецензии профессоров и преподавателей кафедры

Научные труды Научные труды Научные труды Научные труды

***

Рецензия И.А.Щировой на монографию З.Я.Тураевой

З.Я.Тураева. От мастерства писателя к открытиям читателя: В поисках сущности текста. М.: ЛЕНАНД, 2016. 144 с. (книгу можно приобрести через Интернет-магазин URSS).
Новая книга профессора Зинаиды Яковлевны Тураевой освещает некоторые актуальные вопросы современной гуманитаристики, включая взаимодействие познания и коммуникации, культуры и идентичности, диалог автора и читателя, лингвистическая демагогия и лингвистика лжи, роль интертекстуальности, категорий модальности, когезии и адресованности в создании и понимании текста. В книге анализируются литературные произведения как хорошо известные, так и мало знакомые современному читателю: роман Го Сяолу «Краткий китайско-английский словарь для возлюбленных», пьесы канадской писательницы А.М.Макдональд, поэзия М.Цветаевой, О.Бешенковской и др. Новая книга автора будет интересна как лингвистам и литературоведам, так и широкой аудитории, интересующейся проблемами культуры и науки на рубеже тысячелетий.

Филимонова О.Е. (в соавторстве). Современный английский язык: чтение и обсуждение. = Modern English Practice.  Ч.1. Учебное пособие / Филимонова О.Е., Карпова А.П., Карловская В.Н. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — 143 с. — 300 экз. ISBN 978-5-8064-2011-5.
(► 
Оглавление, ►ссылка Фунд. библиотека)

Учебное пособие на английском языке предназначено для студентов 2 курса института иностранных языков РГПУ им. А.И.Герцена. Пособие включает отрывки из современной англоязычной литературы для занятий по аналитическому чтению. Пособие имеет гриф УМО по направлению 050100 «Педагогическое образование».

Щирова И.А.Текст сквозь призму сложного Щирова И.А. Текст сквозь призму сложного. Монография. СПб.: Политехника-Сервис, 2013. — 216 с. ISBN 978-5-906555-13-7.

Интерес к категории сложного закономерно обращает внимание исследователя на многоаспектный, многозначный и полифункциональный художественный текст. В монографии делается попытка осмыслить природу текста как сложного образования, предложить некоторые стратегии его изучения, учитывающие эту природу, и связать видение сложности текста с приоритетами антропоцентрической парадигмы научного знания.
Книга предназначена для филологов всех специальностей, магистрантов и аспирантов филологических факультетов университетов, всех тех, кто интересуется проблемами языка и текста.

Гурочкина А.Г., Меняйло В.В. История английского языка и введение в спецфилологию: учебно-методический комплекс Гурочкина А.Г., Меняйло В.В. История английского языка и введение в спецфилологию: учебно-методический комплекс. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013.- 172 с. ISBN 978-5-8064-1893-8.
Учебно-методический комплекс включает рабочую программу дисциплины, методические рекомендации для преподавателя и студента, образцы самостоятельных и экзаменационных заданий, рефератов, лекции по наиболее сложным темам, материалы для текущей и итоговой аттестации. Программа курса имеет цель сформировать знания о существенных преобразованиях в строе английского языка в процессе его развития с учетом новых фактов и подходов современного языкознания, закономерностей взаимодействия языка и культуры . Издание ориентировано на студентов бакалавриата, а также на широкий круг лиц, интересующихся вопросами истории английского языка.
(Страницы для ознакомления с содержанием ► PDF)

Архипов И.К., Пузанова Н.А. Лексикология английского языка Архипов И.К., Пузанова Н.А. Лексикология английского языка : учебно-методический комплекс / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; СПб. : Изд-во РГПУ , 2012. — 126 с. — ISBN 978-5-8064-1688-0.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 3-го курса гуманитарных вузов бакалавров и содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические рекомендации для преподавателей, методические указания для студентов, материалы к промежуточной и итоговой аттестации, материалы и рекомендации для самостоятельной работы студентов. Тексты по основным разделам лексикологии — семантики, словообразования, фразеологии и лексикографии — сопровождаются контрольными вопросами, упражнениями и тестами, а также материалами интернет-ресурсов. Для ориентирования учащихся и в порядке непосредственной помощи преподавателям основные разделы обеспечены данными для проведения аттестации уровня знаний с использованием системы баллов. (См. Оглавление в PDF)

И.А.Щирова Текст в современных стилях гуманитарного мышления. УМК Щирова И.А. Текст в современных стилях гуманитарного мышления (Учебно-методический комплекс \Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений) (гриф УМО) СПб., изд-во Политехника-Сервис, 2010 г. (8, 3 п.л.)
Учебно-методический комплекс включает рабочую учебную программу, методические рекомендации для преподавателей и методические указания для магистрантов, образцы заданий на проверку качества усвоения знаний, темы для докладов, презентаций и рефератов, материалы для промежуточной и итоговой аттестации. Предметом изучения курса выступает одно из ключевых понятий времени – текст, а основой для осмысления текста — характеристики современной научной парадигмы. Издание ориентировано на подготовку студентов, способных активно и самостоятельно осваивать научные знания на широкой междисциплинарной основе.

Семантика Стилистика Интертекстуальность Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. 2-е издание – М.: Либроком, 2010. — 443 с.

В настоящую книгу вошли статьи И.В.Арнольд, опубликованные в 1960-1990-е годы и уже ставшие классическими. Творческий научный потенциал И.В.Арнольд проявляется не только в широте и глубине ее работ, но и в предвидении перспективы развития научной мысли, что делает настоящее издание особенно актуальным.

Основы научных исследований в лингвистике Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М.: Либроком, 2010. — 140 с. 2-е издание пособия И.В.Арнольд по праву вышло в серии «Лингвистическое наследие XX века». Цель настоящего пособия — ознакомить студентов и аспирантов с основами и процедурами лингвистических исследований, развить у них навыки самостоятельной творческой работы. В пособии рассматриваются методические, методологические и коммуникативные аспекты лингвистических исследований. Книга знакомит с требованиями к терминологии, библиографическому аппарату, сбору и описанию фактического материала. Особое внимание в пособии уделяется вопросам преемственности и этики в науке — в своих трудах И.В.Арнольд много раз подчеркивала важность опоры на наследие отечественной научной мысли, стремления начинающих исследователей находить «учителей среди больших ученых прошлого», так как «талантливый, а тем более гениальный ученый опережает своё время» (стр. 138)

Уровневая структура языка Никитин М.В. Уровневая структура языка. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2009. В последней книге известного семасиолога М.В.Никитина рассматриваются проблемы таксономии языковых единиц. Автором анализируются, осмысливаются и сопоставляются традиции и подходы к категоризации языковых единиц ведущих зарубежных и отечественных школ, предлагается авторское видение данной таксономии, что, несомненно, говорит о преемственности и в то же время об особенности данного пособия. Пособие призвано помочь магистрам и аспирантам повысить свою лингвистическую компетентность, сопоставлять и критически осмысливать разные подходы к одному и тому же явлению, что очень важно для написания исследовательских работ.

Основы лингвистической теории значения Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. – М.: Либроком, 2009. — 176 с. 2-е издание классической монографии известного ученого служит введением в предмет современной лингвистической семантики, подаваемой в тесной связи с семиотикой (теорией знаков). Раскрываются необходимые сведения по общей семасиологии с охватом ее главных разделов и основной проблематики: лексической, синтаксической и коммуникативно-прагматической семантики. Книга снабжена словарем специальных терминов, списком рекомендуемой литературы, аннотацией на английском и французском языках.
Рекомендуется специалистам в области лингвистики, бакалаврам, магистрам и аспирантам филологических и языковых факультетов.

Язык и языковая личность И.К.Архипов. «Язык и языковая личность» СПб.: «Книжный Дом», 2008.– 248 с.

В учебном пособии, предназначенном для бакалавров, магистров и аспирантов гуманитарных специальностей, проводится линия на ознакомление с критическим когнитивным подходом к традиционным взглядам на природу языка и механизмы его функционирования на уровне речи, освещаются проблемы значения и знака, роли человеческого фактора в языке, полисемии, омонимии, антонимии, словообразования и др.

Жизнь
Арнольд И.В. Жизнь и наука: воспоминания и научные труды. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
Сборник статей и воспоминаний Ирины Владимировны Арнольд был подготовлен и выпущен в честь 100-летнего юбилея известного ученого. И.В. Арнольд – выдающийся лингвист, специалист в области семасиологии и стилистики, автор многочисленных трудов по истории значения и семантической структуре слова, системной организации лексики, интерпретации художественного текста, герменевтике и риторике, а также постоянно переиздаваемых вузовских учебников по лексикологии, стилистике и аналитическому чтению. Все статьи, вошедшие в сборник, отражают широту взглядов И.В.Арнольд, её умение предвосхищать многие актуальные в настоящее время научные идеи и в то же время не забывать научное наследие прошлого, судьбы российской интеллигенции.

Курс лингвистической семантики
Никитин М.В. Курс лингвистической семантики: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и испр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.– 819 с.
В новом издании фундаментального труда в области языкознания, лексикологии, теоретической грамматики и когнитивной семантики в рамках целостной авторской концепции излагается основная проблематика современной науки о значении. Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям филологических специальностей.

Многомерность текста: понимание и интерпретация
Щирова И.А, Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учебное пособие. – СПб.: «Книжный Дом», 2007.– 472 с.
В пособии анализируются вопросы, представляющие интерес для исследователя текста: система конституитивных свойств текста, особенности его семантики, дискурсивные параметры, характеристики автора и читателя, теоретические и методологические подходы к интерпретации текста и др.
Пособие было выпущено в рамках инновационной образовательной программы университета и награждено дипломом лауреата всесоюзного конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования.

How to Analyze Fiction Щирова И.А. How to Analyze Fiction. Учебное пособие. — СПб.: Борей Арт, 2006. — 190 с Целью пособия является изучение сущностных и функциональных характеристик языковых фактов, несущих дополнительную эстетическую информацию, овладение понятийно-терминологическим аппаратом, необходимым для осмысления природы художественного текста, и формирование умения понимать словесное произведение искусства, занимая активную позицию интерпретатора-соавтора.
Рекомендуется студентам, магистрам и аспирантам, заинтересованным в приобретении навыков устной и письменной интерпретации художественного текста.

Артикли Архипов И.К. Грамматика английского языка. Артикли. – СПб.: ИнЪязиздат, 2006. — 176 с.
Настоящее пособие предназначено для использования как в теоретических курсах грамматики современного английского языка, так и в практике его преподавания, в частности при установке на овладение навыками перевода с русского языка на английский. Пособие знакомит с современными теориями, помогающими осмыслить природу и функционирование английских артиклей, а также содержит раздел с упражнениями на закрепление полученных теоретических знаний и формирование у изучающих язык навыков использования артиклей в разных ситуациях и передачи их значений при переводе.
Пособие может быть полезным для студентов, аспирантов, преподавателей и переводчиков.

НРАУС Никитин М.В. Новый русско-английский учебный словарь. – СПб.: «Книжный мир», 2005.– 560 с.

Словарь нового типа даёт не только перечни значений многозначного слова посредством указания его лексических эквивалентов в другом языке, но наглядно, в виде картограмм, сопоставляет объёмы значений русских и английских слов, отмечая совпадения и различия в структуре их полисемии.
Словарь предназначен для широкого круга изучающих английский язык на продвинутом этапе.

Когнитивный и прагмасемантический аспекты функционирования языковых единиц в дискурсеГурочкина А. Г. Когнитивный и прагмасемантический аспекты функционирования языковых единиц в дискурсе. Учебное пособие. СПб., 2005. (7 п.л.).
В пособии освещаются актуальные аспекты дискурсивной деятельности человека в условиях реальной коммуникации, анализируются основные проблемы прагмасемантики, вопросы восприятия и понимания диалогического дискурса, различные виды информации, актуализируемые в диалогическом дискурсе, структуры репрезентации знаний, детерминирующих дискурсивные стратегии и тактики коммуникантов.

Щирова И.А. Психологический текст: деталь и образ. СПб, Изд-во СПбГУ, 2003 Щирова И.А. Психологический текст: деталь и образ. СПб, Изд-во СПбГУ, 2003. — 120 с. Тираж – 500 экз.
В монографии исследуются языковые формы реализации в психологическом тексте минимального эстетически значимого компонента художественного образа — детали. С учётом предмета изображения психологического текста, особое внимание уделяется функциональной направленности детали на “овнешнение” внутренних процессов. Материалом для анализа выступает модернистская и реалистическая литература ХХ века.
С отдельными главами монографии вы можете ознакомиться здесь. Текст приводится в авторской редакции. Для ссылок на материал, необходимо сверить страницы с печатной версией текста (хранится на кафедре).

intro21.jpg Мультимедийное пособие “American Values Through Media» (в формате CD-ROM), Изд-во «Repetitor Multimedia», Москва, 2012 г. Авторы пособия — Р.Шиффрин, Ю.В.Сергаева и др. участники проекта. Пособие выпущено в рамках проекта, инициированного отделом английского языка консульства США (English Language Office at US Embassy, Moscow) с целью создания учебно-методического комплекса, знакомящего с культурными ценностями, составляющими базис любого сообщества и имеющими свою специфику в русской и иноязычной (в частности, американской) культурах. Пособие направлено на формирование необходимых для медиаграмотной личности компетенций — знания основных культурных ценностей иноязычного сообщества, способности видеть и оценивать отражение культурных ценностей в различных формах медиа.
Публикация CD-ROM финансирована грантом отдела английского языка при консульстве США. Отдельные разделы пособия апробированы участниками проекта в разных вузах России в Белгороде, Краснодаре, Москве, Находке, Благовещенске и Санкт-Петербурге.
Диск «American Values Through Media» был выставлен на конкурс «Разработка в области информационных технологий» на проходившей 24-26 апреля 2012 г. 16-й выставке достижений РГПУ им. А.И.Герцена и был награжден дипломом второй степени.
Смотрите презентацию пособия “American Values Through Media”, подготовленную Ю.В.Сергаевой для выставочной программы.
Презентация диска прошла также 16 мая 2012 г. в American Corner в Москве — семинар-практикум по пособию был проведен Тони Халл, специалистом из отдела английского языка консульства США.

C материалами CD-ROM можно ознакомиться на кафедре английской филологии (ауд.313) РГПУ им.А.И.Герцена.