Проект «Ученые моего университета»
В течение 5 лет кафедра английской филологии поддерживает тесные связи с музеем истории РГПУ им. А.И.Герцена — сокровищницей ценной информации о становлении герценовской научной школы, и лично с директором музея Екатериной Матвеевной Колосовой. Проект «Ученые моего Университета» является важным этапом этого сотрудничества. Совместные усилия работников музея, профессоров и преподавателей кафедры, а также инициативной группы аспирантов и студентов направлены на то, чтобы познакомить обучающихся в нашем университете с научным наследием вуза и учёными, которые создавали его славу. Результаты плодотворного сотрудничества музея и кафедры можно увидеть не только на этой страничке, но и в разделах «Имена кафедры» и «Календарь филолога».
23 ноября 2017 года магистранты 2 курса кафедры английской филологии Панкова Марина и Минеева Александра посетили Педагогические чтения «Имя в истории Петербургской школы и Герценовского университета», посвященные 135-летию со дня рождения выдающегося педагога Виктора Николаевича Сорока-Росинского. Организаторы ежегодных чтений — музей РГПУ и институт педагогики. Чтения проходили в дружественной и домашней обстановке с чаепитием, что помогло проникнуться атмосферой, которую создавал на своих занятиях Виктор Николаевич.
Гостей мероприятия поприветствовали директор музея Е.М. Колосова и директор института педагогики Писарева С.А., рассказавшая о книгах «Золотые имена» и «Имя в истории Петербургской школы», где студенты могут найти истории жизни великих людей, в том числе и В.Н. Сорока-Росинского. Студенты 2 курса института изобразительного искусства и других факультетов выступили с докладами о проекте «ВикНикСор», об уникальной методике преподавания Виктора Николаевича и школе им. Ф.М.Достоевского, где преследовались цели, во-первых, воспитать мыслящих молодых людей, а во-вторых, раскрыть их творческий потенциал. В конце мероприятия слово взяли ученицы Виктора Николаевича, Маргарита Александровна Разживина и Татьяна Абрамовна Троянкер, поделившиеся своими воспоминаниями об уроках и внешкольной деятельности В.Н. Сорока-Росинского. Все участники чтений получили сертификаты и памятные календарики.
С приветственным словом к участникам (аспирантам и магистрантам) обратилась заведующая кафедрой английской филологии проф. И.А. Щирова, подчеркнувшая важность и необходимость данного мероприятия. Далее с докладом выступила директор музея РГПУ им. А.И. Герцена, доц. Е.М. Колосова, рассказавшая о проекте РГПУ «Ученые моего университета», частью которого явился и совместный проект кафедры английской филологии с музеем РГПУ – перевод книги Дж. Дунстона о жизни и педагогических теориях В.Н. Сорока-Росинского. Екатерина Матвеевна с интересом обрисовала основные вехи, знаменовавшие работу музея с наследием Виктора Николаевича, поделилась, с какими трудностями при этом пришлось столкнуться, а также каких успехов удалось достичь. Затем куратор проекта доц. Н.А. Пузанова рассказала о ходе реализации проекта «Ученые моего университета: В.Н. Сорока-Росинский», его основных мероприятиях и переводе книги Дж. Дунстона. С презентацией об ученом, его жизни и педагогических идеях, представленных в книге Дунстона «В.Н. Сорока-Росинский 1882-1960. Советский учитель, жизнь и творчество (два образа Викниксора)», выступила аспирантка кафедры английской филологии А. Скулкина (1 год обучения).
Семинар завершился презентацией магистрантов А. Певневца и О. Карташевой (1 год обучения) о фильме «Республика Шкид» (реж. Г. Полока, 1966) и прототипах ШКИДы. Слушателей особо порадовали приведенные докладчиками запоминающиеся цитаты из фильма.
Аспирант кафедры английской филологии Алина Скулкина
26 ноября 2010 года в Зимнем саду фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны состоялся вечер, посвященный 128-летней годовщине со дня рождения Виктора Николаевича Сороки-Росинского. Ключевой частью вечера стала презентация книги: Шендерова Р. И. Знаменитый универсант Виктор Николаевич Сорока–Росинский. Страницы жизни. – СПб.: факультет филологии и искусств СПбГУ, 2010.
В вечере приняли участие, все для кого дорога память об учителе и замечательном человеке, чьё восприятие личности ученика кажется и сегодня очень современным. Практиковавшийся Виктором Николаевичем в знаменитой школе им. Ф.М. Достоевского (вспомним «Республику ШКИД»!) индивидуальный подход к обучению, в отличие от традиционно применявшегося в советской школе пассивного опроса, имел деятельностный характер и был нацелен на творческое развитие личности воспитанника.
В числе участников вечера были преподаватели и аспиранты кафедры английской филологии (доц. Н. А. Пузанова, недавно защитившая диссертационное исследование Е. Левко), а также студенты Пьянков Л. и Никуленкова В. Представители нашей кафедры рассказали о совместном проекте кафедры и музея РГПУ, важной частью которого стал перевод книги о Сорока-Росинском, подареной музею РГПУ Британским музеем. В настоящее время, напомним, этот перевод проходит редактирование. завершение работы над книгой запланировано на март 2013 г.
Подробнее об этом знаменательном событии читайте на сайте РГПУ им.А.И.Герцена.
26 ноября, в день рождения В.Н. Сорока-Росинского, в музее РГПУ им. А.И. Герцена состоялось мероприятие, посвященное памяти выдающегося педагога. В мероприятии приняли участие студенты РГПУ, в том числе бакалавры-лингвисты факультета иностранных языков (2 группа), аспиранты и преподаватели кафедры английской филологии, работники музея и почетные гости — ученики В.Н. Сорока-Росинского (Г.М. Григорьева, А.М. Леонтьева и др.). Инициативную группу представителей нашей кафедры возглавляла доцент Н.А. Пузанова.
Мероприятие началось воображаемым интервью с В.Н. Сорока-Росинским, которое подготовили студенты. Оно познакомило нас с интересными событиями из жизни педагога. Далее последовала информативная презентация, повествующая о научно-педагогических концепциях и достижениях В.Н. Сорока-Росинского. Кроме того, собравшиеся получили возможность первыми посмотреть документальный фильм, созданный каналом «Россия», о профессиональной деятельности В.Н. Сорока-Росинского, его работе в школе им. Достоевского, известной как «Республика ШКИД» , и судьбе его учеников. Премьера фильма «Тайна Республики ШКИД», состоялась, таким образом, в нашем университете, сотрудником которого когда-то являлся В.Н. Сорока-Росинский.
Трогательное впечатление произвело знакомство с учениками Виктора Николаевича, — все они вспоминали учителя как прекрасного сильного человека, талантливого педагога и ученого.
Общение продолжилось в уютной обстановке, за чашкой чая. В конце вечера директор музея истории РГПУ Екатерина Матвеевна Колосова поблагодарила всех за активное участие и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество.
Краткая историческая справка
Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) – русский педагог, психолог и публицист, создатель системы воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей.
Разрабатывал идею русской национальной школы, ратовал за связь учебы с производительным трудом и за национально-патриотическое воспитание возрастающих поколений, основанное на культурных традициях прошлого и на великих целях будущего.
Окончил Петербургский университет, с 1906 г. работал в Военно-медицинской академии, где под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского изучал проблемы психологии.
В 1920-25 гг. возглавлял «Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых» (известный под названием «Школа-коммуна им. Ф.М.Достоевского», ШКИД), где проявил себя как выдающийся педагог. Выработал и сформулировал принципы новой педагогики коллектива: самодеятельность, самоуправление, учеба как творческий труд и др.
В. Н. Сорока-Росинский (Викниксор) послужил прообразом одного из главных героев книги, написанной его воспитанниками Л. Пантелеевым и Г. Белых, «Республика ШКИД» (1926), по которой спустя 40 лет режиссер Г. Полока снял одноименный фильм.
В 1925-28 гг. Виктор Николаевич был директором школы для трудных подростков и одновременно работал методистом ЛГПИ имени А.И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних, которое готовило воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми.
В.Н. Сорока-Росинский является автором многочисленных сочинений (многие из них остались неопубликованными), в которых обобщается его педагогический и исследовательский опыт. Наиболее значительное из них — “Путь русской национальной школы” (1916). Написал воспоминания «Школа имени Достоевского» (неоконченные), где стремился объективно показать её жизнь.
Виктор Николаевич Сорока-Росинский – выдающийся педагог. Его наследие недооценивалось в течение ряда лет, однако, это наследие трудно переоценить сегодня.
Аспиранты кафедры английской филологии:
Олейник Ю.С., Левко Е.Н., Альметова Н.М., Силецкая С.С.