Официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена: Добро пожаловать на официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена

Выберите раздел:

Сайт РГПУ им. А.И.Герцена

Щирова Ирина Александровна

Доктор филологических наук, профессор,
заведующая кафедрой английской филологии, награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ,
работает в РГПУ им. А.И.Герцена с 1992 г.

Prof. Schirova I.A. Образование:

1. Окончила Куйбышевский государственный педагогический институт им. В.В. Куйбышева (24.06.76) (диплом с отличием) в г. Куйбышеве (ныне Самара)
2. Окончила аспирантуру по специальности 10.02.04 – германские языки (РГПУ, кафедра английской филологии; 09.10.91)
3. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Лингвостилистические средства реализации художественной детали в коротком психологическом рассказе» (на материале прозы английских авторов ХХ века). Специальность 10.02.04 – германские языки (английский язык) 15.01.1992 г. Научный руководитель диссертационного исследования — д.филол.н., профессор Тураева З.Я.
4. Защитила докторскую диссертацию по теме «Языковое моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе ХХ века». Специальность 10.02.04 – германские языки. 3.07. 2001. Научный консультант диссертационного исследования — д.филол.н., профессор Гончарова Е.А.

Область научных интересов:

общие вопросы теории текста; лингвистика текста, интерпретация текста, стилистика; философия литературы, философия и методология науки; вопросы текстотипологии и литературной семантики

Тема научных исследований:

Разработка теоретических и методологических основ изучения текста в условиях современной интеллектуальной ситуации; изучение проблем авторской и интерпретативной семантики в различных типах текста

Руководитель научной школы «Лингвистика текста и интерпретация текста; стилистика» . Школа стала победителем конкурса Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга и была включена в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ города в 2013 г.

Учебная деятельность:

Разработала и более десяти лет читала лекционный курс «Стилистика современного английского языка» (по кафедре английского языка). В настоящее время читает лекционные курсы у магистрантов и аспирантов

Авторские спецкурсы:

• Лингвистика текста: традиции и современность (лекционный курс для аспирантов)
• Интерпретация текста: подходы, проблемы, возможные решения (лекционный курс для аспирантов)
• Лингвистика текста и интерпретация текста (лекционный курс для аспирантов)
• Художественная модель «внутреннего человека» в англоязычной психологической литературе ХХ в.
• Языковое моделирование внутреннего мира в английской психологической литературе
• Текст в современных стилях гуманитарного мышления (курс используется, в том числе, в качестве дистанционной формы обучения)
• Актуальные проблемы текста и дискурса (курс используется, в том числе, в качестве дистанционной формы обучения)
• Методология и методы научного исследования (базовый курс)(курс используется, в том числе, в качестве дистанционной формы обучения)
• Категория адресованности в различных типах текста
• Основы научных исследований в филологии
• Семантика художественного текста
• Основы филологического описания текста
• Интерпретация художественного текста
• Англоязычная психологическая проза ХХ в.

Научно-методическая деятельность:

Ирина Александровна Щирова участвует и организует научные мероприятия всероссийского и международного уровня, проводит научную экспертизу монографий, учебных пособий и программ, рецензирование и оппонирование кандидатских и докторских диссертаций, выступает с лекциями в вузах России. Руководит дипломными проектами и диссертационными исследованиями.
Защитились 10 аспирантов и 1 докторант, в настоящее время – руководит 3 аспирантами. Как авторитетный специалист высокого уровня выполняет обязанности в сфере подготовки научных кадров:

• председатель Совета по основному научному направлению РГПУ им. А.И. Герцена «Системные и дискурсные аспекты изучения германских и романских языков» (№ 11);
• исполнительный директор Координационно-редакционного экспертного совета по иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена;
• член редакционного совета направления «Общественные и гуманитарные науки» научного журнала «Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена» (список ВАК) и редакционного совета (редактор англоязычных текстов) журнала «Научное мнение» (список ВАК); ответственный редактор межвузовского сборника научных трудов Studia Linguistica (список изданий РИНЦ)(совместно с Ю.В. Сергаевой);
• член диссертационных советов Д 212.199.05 и Д 212.199.17 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук в РГПУ им. А.И.Герцена;
• директор магистерской программы «Иностранные языки в контексте современной культуры», направление «Лингвистика».
• руководитель ежемесячного общевузовского научного семинара аспирантов «Современные стратегии описания текста»;
• руководитель научно-методического совещания «Вопросы качественной подготовки специалистов-филологов»;

Профессор И.А. Щирова является членом ряда международных профессиональных организаций. в том числе SPELTA, IATEFL; PALA (Poetics and Linguistics Association), IALS (International Association of Literary Semantics); член Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной ассоциации лингвистов-когнитологов (РАЛК).

Опубликовано 160 научных и учебно-методических работ, включая 8 монографий (из них 1 в соавторстве, 4 главы — в коллективных монографиях), 4 учебных пособия (из них 2 в соавторстве) и 19 публикаций в международных изданиях.

Достижения и награды:

Severodvinsk 2012 certificate-rae.JPG Призовая медаль за 2-е место во всероссийском конкурсе Фестиваля науки-2012 вручена проф. И.А.Щировой и доц. Ю.В.Сергаевой за тематический раздел "НИР молодежи" кафедрального сайта   Лучшая книга 2007 «Слово: парадигмы исследования». Архангельск: САФУ, 2012. -  Диплом лауреата за лучшее учебно-методическое пособие в отрасли на Всероссийской выставке РАЕ «Золотой фонд отечественной науки»  диплом 2 степени за коллаборативный вики-проект диплом 2-й степени в номинации «Учебно-методический комплекс, учебник, разработка для высшей школы в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Почетная грамота за кафедральный сайт, номинация «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» диплом 2-й степени коллективу авторов сборника Studia Linguistica 18 под. ред. И.А.Щировой в номинации «ЛУЧШАЯ РАБОТА, ПОСВЯЩЕННАЯ ЮБИЛЕЙНОЙ ДАТЕ В ИСТОРИИ СТРАНЫ, НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ» Диплом 2 степени коллективу авторов сборника Studia Linguistica 17 под. ред. И.А.Щировой, представленному в номинации “Лучшая работа, посвященная юбилейной дате в истории страны, науки, образования” Диплом 2-й степени за учебное пособие Е.А.Гончаровой, И.А.Щировой "Многомерность текста: понимание и интерпретация"
Диплом 2-й степени за монографию И.А.Щировой «Текст сквозь призму сложного»  Диплом 1-й степени за совместный проект коллектива кафедры, аспирантов, студентов и музея истории РГПУ  под руков. проф. И.А.Щировой, Диплом лауреата конкурса за монографию И.А.Щировой

Наиболее значимые работы:

Монографии и коллективные монографии

1. Художественное моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе ХХ века. СПб.: Изд-во СпбГУЭФ, 2000 (13, 1 п.л.) (Монография). Рецензия на монографию опубликована в журнале «Филологические науки» 2002, № 3. Автор рецензии — д.ф.н., проф. В.И. Шаховский
2. Психологический текст: деталь и образ. СПб.: Изд-во филологического факультета СПБГУ, 2003 (7, 5 п.л.) (Монография)
3. Текст в парадигмах современного гуманитарного знания. Монография. СПб.: Книжный дом., 2006 (совместно с Е.А. Гончаровой) (10.6, из них авторских — : 7,5 п.л.)
4. Эмоциональное моделирование внутреннего «Я» в психологических текстах: когнитивный аспект (Раздел 3.4)\\ Коллективная монография «Эмотивный код языка и его реализация» Волгоград: Перемена, 2003 (Ю.А. Сорокин, В.А. Пищальникова, О.Е. Филимонова, В.И. Шаховский и др.) (10.2 п.л. – из них авторских -0.65 п.л.)
5.Текст в контексте гуманитаристики (Гл. IV)\\ Коллективная монография «Язык в исследовательском поле гуманитарных наук». Архангельск: Поморский университет, 2008 (О.А. Мельничук, Т.С. Нифанова, Н.В. Халина и др.) (20.7 п.л., из них авторских -1, 2 п.л.). Лауреат всесоюзного конкурса на лучшую научную книгу 2008 года, проводимого Фондом развития отечественного образования; Диплом лауреата за лучшее учебно-методическое издание в отрасли на Всероссийской выставке РАЕ «Золотой фонд отечественной науки»
6. «Внутренний человек» в реальном и изображённом мире ( к уточнению аспектов референции и интерпретации художественного текста (Гл. II. 2.3) \\ Коллективная монография «Язык в проблемном поле гуманитаристики». Архангельск: Поморский университет, 2010 (О.А. Мельничук, А.Х. Мерзлякова, Т.С. Нифанова и др.) (20.4 п.л., из них авторских -1, 5 п.л.) Диплом лауреата за лучшее учебно-методическое пособие в отрасли на Всероссийской выставке РАЕ «Золотой фонд отечественной науки»
7. Современные принципы лингвистического описания текста (Гл. 2.3) \\Коллективная монография «Слово: парадигмы исследования». Архангельск: САФУ, 2012. (Т.С. Нифанова, А.Н. Яковлева и др.]; САФУ им. М.В. Ломоносова. – – 160 с. (из них авторских — 1 п.л.) Диплом лауреата за лучшее учебно-методическое пособие в отрасли на Всероссийской выставке РАЕ «Золотой фонд отечественной науки»
8. Текст сквозь призму сложного. СПб.: Политехника-Сервис, 2013. (13, 8 п.л.) (Монография) Диплом второй степени в номинации «Научная монография, результат передовых теоретических исследований в области гуманитарных и общественных наук» на 18-й юбилейной университетской выставке научных достижений 2014 года РГПУ им. А.И. Герцена

Учебные пособия и учебно-методические комплексы

1. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений) (гриф УМО) СПб., изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 г. (9, 75 п.л., из них авторских – 7, 5 п.л.) (в соавторстве с З.Я. Тураевой).
2. How to Analyse Fiction (Как анализировать художественный текст) (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений) (гриф УМО) СПб.: Борей-Арт, 2008. Издание 2-е, переработанное и дополненное (11.9 п.л.).
3. Многомерность текста: понимание и интерпретация (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений) (гриф УМО) СПб.: Книжный дом (29,5 п.л., из них авторских – 24,5 п.л.) (в соавторстве с Е.А. Гончаровой). Лауреат всесоюзного конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования. Смотри рецензии на пособие, опубликованные в:
а. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. Автор рецензии — д.ф.н., проф. О.И. Быкова;
б. «Русский язык в школе» 2009. № 2. Автор рецензии — В.Ф. Русецкий.
4.Текст в современных стилях гуманитарного мышления (Учебно-методический комплекс \Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений) (гриф УМО) СПб., изд-во Политехника-Сервис, 2010 г. (8, 3 п.л.) Диплом второй степени в номинации «Учебно-методический комплекс, учебник, разработка для высшей школы в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин» на 15-й юбилейной университетской выставке научных достижений 2011 года.

Научные отчёты (по результатам выполненных проектов)

1. Разработка типологии отражения когнитивной деятельности человека в языке. Научный отчёт \научн. рук. О.Е. Филимонова\. Депонировано ВНТИЦ. Инв. № 01. 200. 11 68 31, 2001. (14, 7п.л., из них авторских — 3, 15п.л.) (в соавторстве с О.Е Филимоновой, Н.А. Кобриной, Т.И. Воронцовой).
2. Исследование параметров интерпретации художественного текста: синхронический и диахронический аспект. Научный отчёт \научн. рук. И.А. Щирова\ Депонировано ВНТИЦ Инв. № 02.2.06 601351, 2006. (9,7п.л., из них авторских — 6, 3 п.л.) (в соавторстве с А.Г. Гурочкиной, Е.А. Гончаровой, О.Е. Филимоновой).
3. Разработка понятийно-терминологического аппарата в когнитивно-коммуникативной парадигме для создания учебных материалов нового поколения. Научный отчёт\научн.рук.И.А. Щирова\ Депонировано ВНТИЦ. Инв. № 02.2.007 02015, 2007 (9,5п.л., из них авторских — 6.0п.л.) (в соавторстве с Е.А. Гончаровой, А.С.Кирьяковой).
4. Текст и язык в парадигмах современного гуманитарного знания: анализ, интерпретация, понимание. Научный отчёт\научн. рук. И.А. Щирова \ Депонировано ВНТИЦ. Инв. № 02.2.00 901467 (28 п.л., из них авторских- 4 п.л.) (в соавторстве с И.К. Архиповым, Е.А. Гончаровой, О.Е. Филимоновой и др).

Публикации в зарубежных издательствах

1.О человекомерности науки и текста \\ Mehyнародни часопис Стил. Боеград Република Србиjа: The International Association ‘Style”, Ortodox Theological Faculty of Belgrade University , 2008. № 7. р. 197-213 (1 п.л.).
2. К проблеме сложного: оппозитивные отношения в системе персонажей как средство выявления авторской мирооценки \\ Mehyнародни часопис Стил. Боеград Република Србиjа: The International Association ‘Style”, Ortodox Theological Faculty of Belgrade University, 2009. № 8. p.155-165 (0,8 п.л.).
3. О сложности мира, текста и познания: методологический аспект\\ Mehyнародни часопис Стил. Боеград Република Србиjа: The International Association ‘Style”, Ortodox Theological Faculty of Belgrade University, 2011. № 10 (1.0 п.л.).
4. К проблеме истины в науке и в искусстве \\ Mehyнародни часопис Стил. Боеград Република Србиjа: The International Association ‘Style”, Ortodox Theological Faculty of Belgrade University , 2012. № 11 ( 1 п.л.)
5. Художественный текст как объект научного исследования: о значимости культурного контекста // Когниция. Коммуникация. Дискурс. Международный электронный сборник научных трудов, посвященный юбилею О.П. Воробьевой. Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 2013. № 6. – С. 112–126.

Публикации для ознакомления:

Review_by_Schirova_IA. Рецензия на монографию З.Я. Тураевой «От мастерства писателя к открытиям читателя: В посках сущности текста. М: URSS, 2016.\\ Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика, 2016. Т. 20.№ 1. С. 117-123.

Текст сквозь призму сложного. Монография. СПб.: Политехника-Сервис, 2013. — 216 с.

О сложности мира, текста и познания: методологический аспект\\ Mehyнародни часопис Стил. Боеград Република Србиjа: The International Association ‘Style”, Ortodox Theological Faculty of Belgrade University, 2011. № 10

Значение и смысл, понимание и интерпретация (к уточнению сложных понятий)//КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА:МЕХАНИЗМЫ И ВАРИАНТЫ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ. Сб.статей к юбилею доктора филологических наук, профессора Новеллы Александровны Кобриной. СПб.: изд-во ЛЕМА, 2010. С. 87-94.

О «правде вымысла»//Вестник Московского городского педагогического университета. 2(6).2010. С.74-85

К проблеме сложного: оппозитивные отношения в системе персонажей как средство выявления авторской мирооценки // Mehyнародни часопис Стил 2009, № 8. Боеград Република Србиjа: The International Association ‘Style”, Ortodox Theological Faculty of Belgrade University, p.155-165

О разуме и научном познании сложного//Научный журнал: Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С.Пушкина. Серия Филология № 4 (Том 1) СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина 2009. С. 7-16

Man as the Measure of Humanities and Text// Mehyнародни часопис Стил, 2008, №7. Боеград Република Србиjа: The International Association ‘Style”, Ortodox Theological Faculty of Belgrade University,Style 2008, Belgrade Universityp. р. 197-213 (см. в архиве журнала, вып 7. 2008 г.)



Обратная связь
Контактная информация
Раб. телефон: (812) 312 36 84
e-mail: ephil-herzen@mail.ru