Официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена: Добро пожаловать на официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена

Выберите раздел:

Сайт РГПУ им. А.И.Герцена

Материалы к курсам «История английского языка» и “История языка и введение в спецфилологию”

Beowulf

программы
Курс «История английского языка»
Направление: 050300 Филологическое образование
Профиль: 050306 Иностранный язык
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3, 4
Форма аттестации: зачёт – 3 семестр, экзамен – 4 семестр


Данная дисциплина входит в число обязательных и соотносится с такими общелингвистическими курсами, как «Теоретическая грамматика», «Лексикология» и «Теоретическая фонетика».
Учебный материал отбирается и изложение его организуется на диахронно-синхронной почве, то есть, как целостная характеристика устройства английского языка по трём периодам его истории: древнеанглийскому, среднеанглийскому и новоанглийскому и по каждой из его подсистем: фонетической, лексической и грамматической, с привязкой по необходимости к лингвистически релевантным событиям из истории Англии.
Для лекционной части курса отбирается наиболее необходимая и значимая тематика. Лекции строятся на проблемной вопросно-ответной основе, могут включать краткий опрос по материалу каждой предшествующей лекции.
В задачу семинарских занятий входит как обсуждение целого ряда конкретных теоретических проблем, так и лингвистический анализ древне-, средне-, ранненовоанглийских и современных текстов. Лингвистический анализ охватывает все уровни (лексический, фонетический, морфологический, синтаксический, текстовый) и строится на принципах синхронического и диахронического описания языка.
Сформированная таким образом концептуальная и историко-культурная база знаний в области становления и эволюции английского языка обусловливает понимание его функционирования и тенденций развития на современном этапе.

Текущая аттестация качества усвоения знаний
Качество и полнота усвоения знаний проверяются благодаря вопросно-ответной проблемной постановке лекционной части дисциплины и на семинарских (лабораторных) занятиях. Усвоение знаний проверяется как в устной, так и в письменной форме:
• посредством фронтального опроса;
• в ходе составления карточек по темам дисциплины
• в виде докладов и сообщений по проблематике семинаров
• практические умения и навыки проверяются при проведении анализа конкретных текстов, относящихся к различным синхронным срезам.
• промежуточная аттестация проходит в форме теста, проверяющего теоретические и практические знания и умения.
• в конце семестра предлагается итоговая контрольная работа

Баллы
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЗА 3-й СЕМЕСТР

Посещение и работа на лекции — 1 балл х 18 (кол-во лекций) = max 18
Промежуточные тесты — 1 балл х 14 (кол-во тестов) = max 14
Итоговая контрольная работа — 30 баллов
(в конце семестра)
Составление карточек по
темам дисциплины — 1 балл х 18 (кол-во тем) = max 18
Подготовка реферата — 20 баллов
ВСЕГО — 100 баллов

Качество и полнота усвоения знаний в течение семестра и в конце семестра оцениваются в баллах. Текущая аттестация проводится в течение всего срока изучения и рассчитывается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов для получения зачета – 71.

Итоговая аттестация
Данная дисциплина в 4 семестре завершается письменным тестом и устным экзаменом, состоящим из 3-х вопросов, посредством которых проверяется:
• степень усвоения теоретического материала курса;
• усвоение базовых понятий курса;
• умение объяснить исторические преобразования строя английского языка, приведшие к современному его состоянию.
Результаты экзамена оцениваются по степени, полноте и качеству усвоения программного материала, усвоения базовых понятий, знанию и умению объяснить изменения в системе английского языка в целом и на отдельных участках этой системы на протяжении трёх периодов истории английского языка.

Вопросы к экзамену смотрите в соответствующем разделе.

Интернет Организация самостоятельной работы
Одна из задач курса — включение студентов в более активное и осознанное овладение знаниями. Она включает:
- самостоятельное изучение тем учебной программы, достаточно простых и обеспеченных литературой в электронной и печатной форме; Это темы, относящиеся к характеристике словарного состава языка и изменений в нём в средний и новый периоды, а также к особенностям региональных вариантов английского языка
- составление картотеки словоизменительных парадигм
- выполнение в течение учебного года письменных работ по этимологии наиболее частотных, функционирующих в современном английском языке слов
- подготовку сообщений, докладов, рефератов по темам семинарских занятий.

Источники
Рекомендуемая учебно-методическая литература

Основная
1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 2003
2. Арсеньева М.Г., Балашова С.П., Берков В.П. и др. Введение в германскую филологию. М., 2003
3. Бруннер К. История английского языка. М., 2006
4. Иванова И.П., Чахоян Л.П. История английского языка. Учебник. Хрестоматия. Словарь. СПб, 2001
5. Ильиш Б.А. История английского языка. М, 1968
6. Матвеева Е.А. История английского языка Учебное пособие. М., 2006
7. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 2004
8. Смирницкий А.И. Лекции по истории английского языка. М., 2006
10. Расторгуева Т.А. История английского языка. М., 2002
11. Резник Р.В., Сорокина Т.А., Резник И.В. История английского языка. М., 2003

Дополнительная
1. Иофик Л.Л. Сложное предложение в новоанглийском языке Л., 1968
2. Очерки по историческому синтаксису германских языков. Отв. Ред. Проф. Чахоян Л.П., Л., 1991
3. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1955
4. Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка. М., 1998
5. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка. Калинин, 1975
6. Чупрына О.Г. Представления о времени в древнем языке и сознании (на материале древнеанглийского языка) М., 2000
7. Швейцер А.Д., Литературный язык в США и Англии. М., 1971
8. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка. М., 1969
9. Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка. М.-Л., 1960
10. Ярцева В.Н. Исторический синтаксис английского языка. М.-Л., 1961
11. Baugh A., Cable T.A. History of the English Language. London, 1978

Составитель программы: К.ф.н., профессор А.Г.Гурочкина

программы
Курс «История языка и введение в спецфилологию»
Направление: 031100 Лингвистика
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3, 4
Форма аттестации: зачёт – 3 семестр, экзамен – 4 семестр

Учебный материал организуется как целостная характеристика общих черт германских языков и устройства английского языка по трём периодам его истории: древнеанглийскому, среднеанглийскому и новоанглийскому и по каждой из его подсистем: фонетической, лексической и грамматической, с привязкой по необходимости к лингвистически релевантным событиям из истории Англии.
Для лекционной части курса отбирается наиболее необходимая и значимая тематика. Лекции строятся на проблемной вопросно-ответной основе, могут включать краткий опрос по материалу каждой предшествующей лекции.
В задачу семинарских занятий входит как обсуждение целого ряда конкретных теоретических проблем, так и лингвистический анализ древне-, средне-, ранненовоанглийских и современных текстов. Лингвистический анализ охватывает все уровни (лексический, фонетический, морфологический, синтаксический, текстовый) и строится на принципах синхронического и диахронического описания языка.
Сформированная таким образом концептуальная и историко-культурная база знаний в области становления и эволюции английского языка обусловливает понимание его функционирования и тенденций развития на современном этапе.

Текущая аттестация качества усвоения знаний
Качество и полнота усвоения знаний проверяются благодаря вопросно-ответной проблемной постановке лекционной части дисциплины и на семинарских (лабораторных) занятиях. Усвоение знаний проверяется как в устной, так и в письменной форме:
• посредством фронтального опроса;
• в ходе составления карточек по темам дисциплины
• в виде докладов и сообщений по проблематике семинаров
• практические умения и навыки проверяются при проведении анализа конкретных текстов, относящихся к различным синхронным срезам.
• промежуточная аттестация проходит в форме теста, проверяющего теоретические и практические знания и умения.
• в конце семестра предлагается итоговая контрольная работа

Баллы
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЗА 3-й СЕМЕСТР

Посещение и работа на лекции — 1 балл х 18 (кол-во лекций) = max 18
Промежуточные тесты — 1 балл х 14 (кол-во тестов) = max 14
Итоговая контрольная работа — 30 баллов
(в конце семестра)
Составление карточек по
темам дисциплины — 1 балл х 18 (кол-во тем) = max 18
Подготовка реферата — 20 баллов
ВСЕГО — 100 баллов

Качество и полнота усвоения знаний в течение семестра и в конце семестра оцениваются в баллах. Текущая аттестация проводится в течение всего срока изучения и рассчитывается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов для получения зачета – 71.

Итоговая аттестация
Данная дисциплина в 4 семестре завершается письменным тестом и устным экзаменом, состоящим из 3-х вопросов, посредством которых проверяется:
• степень усвоения теоретического материала курса;
• усвоение базовых понятий курса;
• умение объяснить исторические преобразования строя английского языка, приведшие к современному его состоянию.
Результаты экзамена оцениваются по степени, полноте и качеству усвоения программного материала, усвоения базовых понятий, знанию и умению объяснить изменения в системе английского языка в целом и на отдельных участках этой системы на протяжении трёх периодов истории английского языка.

Вопросы к экзамену смотрите в соответствующем разделе.

Интернет Организация самостоятельной работы
Одна из задач курса — включение студентов в более активное и осознанное овладение знаниями. Она включает:
- самостоятельное изучение тем учебной программы, достаточно простых и обеспеченных литературой в электронной и печатной форме; Это темы, относящиеся к характеристике словарного состава языка и изменений в нём в средний и новый периоды, а также к особенностям региональных вариантов английского языка
- составление картотеки словоизменительных парадигм
- выполнение в течение учебного года письменных работ по этимологии наиболее частотных, функционирующих в современном английском языке слов
- подготовку сообщений, докладов, рефератов по темам семинарских занятий.

Источники
Рекомендуемая учебно-методическая литература

Основная
1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 2003
2. Арсеньева М.Г., Балашова С.П., Берков В.П. и др. Введение в германскую филологию. М., 2003
3. Бруннер К. История английского языка. М., 2006
4. Иванова И.П., Чахоян Л.П. История английского языка. Учебник. Хрестоматия. Словарь. СПб, 2001
5. Ильиш Б.А. История английского языка. М, 1968
6. Матвеева Е.А. История английского языка Учебное пособие. М., 2006
7. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 2004
8. Смирницкий А.И. Лекции по истории английского языка. М., 2006
10. Расторгуева Т.А. История английского языка. М., 2002
11. Резник Р.В., Сорокина Т.А., Резник И.В. История английского языка. М., 2003

Дополнительная
1. Гухман Н.Н. Готский язык. М., 1998
2. Жирмунский В.М. Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков. М.- Л., 1964
3. Иофик Л.Л. Сложное предложение в новоанглийском языке Л., 1968
4. Очерки по историческому синтаксису германских языков. Отв. Ред. Проф. Чахоян Л.П., Л., 1991
5. Потапова И.А., Беляева Т.М., Английский язык за пределами Англии. Л., 1961
6. Растворова Ю.С. История английского языка. СПб, 2005
7. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1955
8. Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка. М., 1998
9. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка. Калинин, 1975
10. Чупрына О.Г. Представления о времени в древнем языке и сознании (на материале древнеанглийского языка) М., 2000
11. Швейцер А.Д., Литературный язык в США и Англии. М., 1971
12. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка. М., 1969
13. Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка. М.-Л., 1960
14. Ярцева В.Н. Исторический синтаксис английского языка. М.-Л., 1961
15. Lehmann W.P. Historical Linguistics. N.Y., 1973
16. Baugh A., Cable T.A. History of the English Language. London, 1978

Составитель программы: К.ф.н., профессор А.Г.Гурочкина