Официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена: Добро пожаловать на официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена

Выберите раздел:

Сайт РГПУ им. А.И.Герцена

Материалы к курсу “Лексикология”

Lexicology

программы
Курс «Лексикология»
Направление: Лингвистика
Профиль:
Курс: 3
Форма обучения: очная
Семестр: 5
Форма аттестации: дифференцированный зачет


Содержание курса распределяется между лекционной и практическими частями на основе принципа дополнительности: В лекционном курсе главное место отводится отражению процессам формирования и функционирования слов. Изложение лекционного материала построено вокруг концепции деятельности языковой личности, что демонстрируется решением соответствующих частных проблем и примерами. Каждая тема опирается на материал и проблематику предыдущих тем и сопровождается повторением их основных теоретических положений. В задачу лабораторных занятий входит обсуждение конкретных теоретических проблем в порядке повторения и решение лингвистических задач, соответствующих пройденным темам. Учебный материал курса организуется таким образом, чтобы в его лекционной и семинарской частях представить наиболее теоретически значимые и сложные темы, требующие основательной проработки. Менее значимая и более доступная пониманию часть программного материала оставляется для самостоятельного изучения.

Промежуточными формами контроля знаний являются:

- устные опросы,
- презентациях и выступления,
- тестирование.

Аттестация в конце 5-го семестра проходит в виде семестрового теста и зачета, включающего теоретический и практический вопрос.

Общая итоговая оценка по учебному курсу основывается на балльно-рейтинговой системе и складывается из баллов:

- за активное участие на лекционных и практических занятиях
- за ответы на контрольные вопросы
- за представленное портфолио, включая реферат
- за итоговый зачет

В ходе итогового зачета проверяется объем и уровень усвоения программного материала, знание обязательной литературы, усвоение базовых понятий и терминосистемы курса, практические навыки лексикологического анализа.

Качество и полнота усвоения знаний, работа студента в течение семестра оцениваются в баллах по 100-балльной шкале. Максимальное количество баллов, получаемых за зачет — 20.
Если студент по изучаемому предмету за учебный год набрал менее 50 баллов, то его оценка (D+ 2.4 и менее) является неудовлетворительной и подлежит пересдаче в следующем году.

Семинарские занятия проводятся как в форме фронтального опроса, так и в форме докладов и сообщений по темам семинара, предполагающим углубленную подготовку и освещение.
Работа на семинарских занятиях предполагает также выполнение блока лексикологических задач и самостоятельную подготовку презентации по различным видам словарей. Необходимо, чтобы по ходу курса студенты индивидуально составляли собственные карточки-словари лингвистических терминов.

Примерная тематика рефератов / презентаций:

  1. Типы лексических значений
  2. Методы анализа значений слова
  3. Семантическая структура слова и методы ее анализа
  4. Словосложение и его роль в современном словообразовании
  5. Аффиксальное словообразование
  6. Основные типы словообразования в современном английском языке
  7. Конверсия, ее сущность и семантические модели
  8. Синонимические отношения в лексике
  9. Антонимия и конверсивы
  10. Типы словарей и их структура
  11. Описание содержания и структуры словарных дефиниций
  12. Английский язык на Британских островах и в других странах мира
  13. Основные концепции языковой личности
  14. Язык и языковая личность
  15. Структура производных слов и методы ее анализа
  16. Полисемия и омонимия
  17. Полисемия и методы анализа многозначных слов
  18. Интернациональная лексика и её этимологические основы
  19. Фразеологические единицы и их классификации
  20. Электронные словари и их особенности
  21. Роль контекста в реализации и функционировании значений слов
  22. Современные диалекты Великобритании (США)

Рекомендуемая учебно-методическая литература для подготовки к семинарам и написания реферата:

Основная
1. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка. – М., 2005.
2. Аракин В. Д. История английского языка. – М., 2003
3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – М., 1973
4. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. The English Word (на английском языке) М., 1986.
5. Архипов И.К. Человеческий фактор в языке. СПБ, 2003
6. Архипов И. К. Концептуальная интеграция и «границы» лексического значения // Вопросы германской и романской филологии. Вып. 2. Учёные записки. Т. IX. – СПб.: Ленинградский гос. областной ун-т им. А. С. Пушкина, 2003. – С. 46-56.
7. Архипов И.К. Коммуникативный цейтнот и прототипическая семантика // Известия РГПУ им. А. И. Герцена N 4 (7). – СПб.: РГПУ, 2004. – С. 75-85.
8. Архипов И.К. Человеческий фактор в языке. Учебно-методическое пособие (Материалы к спецкурсу).СПб,2001
9. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. – Тамбов: ТГУ, 2002.
10. Зализняк А.А. Многозначность в языке и способы её представления. – М.: Языки славянских культур, 2006. – 672 с. – (Studia philological).
11. Дубенец Э.М. Modern English Lexicology. Лекции и семинары. М., 2002
12. Зыкова И.В. Способы конструирования гендера в английской фразеологии. – М., 2003.
13. Карпова О.М. Словари современного английского языка: Библиографический указатель. – СПб., 2002
14. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. М., 2005.
15.Кравченко А.В.(а) Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск, 2006.
16. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. Академия наук. Ин-т языкознания. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560 с. – (Язык. Семиотика. Культура).
17. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. – М.:. Лайонз Дж. Язык и лингвистика. М.,2004.
18. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. – М.: Школа «Языки рус. культуры», 2002.
19. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. СПб.,1997, 2007
20. Никитин М.В. Основы когнитивной семантики. СПб, 2003.
21. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М.,1998.
22. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М., 2004.
23. Харитончик З.А. Лексикология английского языка. Минск, 1992
24. Швейцер А.Д. Литературный английский язык в США и Англии.- 2-ое издание стереотипное. — М., 2003

Дополнительная
1. Архипов И.К. Семантика производного слова английского языка. М.,1984
2. Виноградов В.В. Избранные труды по лексикологии и лексикографии. М.,1977
3. Гвишиани Н.Б. Современный английский язык Лексикология – М., 2000
4. Каращук П.М. Словообразование английского языка. М., 1977
5. Кибрик А.А.Топоров В.Н.Завьялова М.В. Языковая картина мира и системная лексикография. М., 2006
6. Кубрякова Е.С. Основы морфологического анализа. М.,1974
7. Маковский М.М. Английская диалектология. Современные английские территориальные диалекты Великобритании. М., 2005.