Официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена: Добро пожаловать на официальный сайт кафедры английской филологии РГПУ им. А.И.Герцена

Выберите раздел:

Сайт РГПУ им. А.И.Герцена

Материалы к курсу “Теоретическая грамматика”

Grammar

программы
Курс «Теоретическая грамматика. Английский язык»
Направление: 050300 Филологическое образование
Профиль: 050306 Иностранный язык
Курс: 4
Форма обучения: очная
Семестр: 7
Форма аттестации: экзамен – 7 семестр


Курс теоретической грамматики предполагает описание общих и специфических свойств грамматического строя английского языка, рассматривая важнейшие проблемы морфологии и синтаксиса с опорой на ведущие принципы современного языкознания. В связи с этим основное внимание уделяется рассмотрению различных существующих лингвистических теорий и концепций, нескольких интерпретаций и классификаций одного и того же явления, знакомству с современными принципами и методами грамматического анализа. Учебный материал организован так, чтобы обеспечить студентам возможность проведения мини-дискуссий, выступления с докладами и сообщениями, решения лингвистических задач.
Информационное сопровождение курса и его интерактивное освоение обеспечивается также с помощью дистанционных форм работы — учебные материалы размещены на сайте кафедры (разделы «Презентации по проблемам теоретической грамматики«, «Методические рекомендации и практические задания«, а также на сайте центра дистанционного обучения РГПУ им.А.И.Герцена (см. курс Ю.В.Сергаевой «Теоретическая грамматика английского языка«).

Теоретическое описание общих закономерностей и особенностей грамматического строя английского языка предполагает обзор основных разделов курса на лекциях, обсуждение наиболее сложных вопросов в ходе семинарских занятий, а также самостоятельную проработку студентами определенных тем.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Качество и полнота усвоения знаний проверяются благодаря вопросно-ответной, дискуссионной проблемной постановке лекционной части дисциплины и на семинарских занятиях. Усвоение знаний проверяется как в устной, так и в письменной форме:
• в виде докладов и сообщений по проблематике семинаров, дополняемых дискуссией по темам заслушиваемых сообщений.
• в виде письменных контрольных работ и тестов, проверяющих практические умения и навыки анализа грамматических явлений.
• в виде интерактивных заданий курса на сайте центра дистанционного сопровождения обучения

Итоговая аттестация

Данная дисциплина предполагает выполнение итогового теста и завершается устным экзаменом, состоящим из 3-х вопросов (2-х теоретических по синтаксису и морфологии и одного практического), посредством которых проверяется:
- степень усвоения теоретического материала курса;
- усвоение базовых понятий курса;
- умение применять полученные знания на практике с помощью соответствующих методов лингвистического анализа.

Баллы
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Качество и полнота усвоения знаний, работа студента в течение семестра оцениваются в баллах по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов для получения зачета – 71.
Максимальное количество баллов, получаемых за экзамен, – 30.
Если студент по изучаемому предмету набрал менее 71 балла, то его оценка (D+ 2.4 и менее) является неудовлетворительной и подлежит пересдаче в следующем году.

Посещение и работа на лекции — 2 балла х 16 (кол-во лекций) = max 32
Посещение и работа на семинаре — 3 балла х 8 (кол-во семинаров) = max 24
Задания для самостоят. работы — 3 балла х 5 (кол-во тестов) = max 15
Подготовка презентации, доклада
по дополнительной литературе — 3 балла х 3 = 9
Итоговая контрольная работа — max 20 баллов
ВСЕГО — 100 баллов

Экзамен 3 вопроса — 10 х 3 = max 30 баллов

ПЕРЕВОД КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ В ОЦЕНКИ

96 — 100 А 5.0
91 — 95 А- 4.7
88 — 90 В+ 4.4
84 — 87 В 4.0
81 — 83 В- 3.7
78 — 80 С+ 3.4
74 — 77 С 3.0
71 — 73 С- 2.7
баллы, не дающие право получить кредит(ы) по данной дисциплине
68 — 70 D+ 2.4
64 — 67 D 2
61 — 63 D- 1.7
0 — 60 F 1

Интернет Организация самостоятельной работы
Одна из задач курса — включение студентов в более активное и осознанное овладение знаниями посредством различных информационных ресурсов. Ряд тем выносится на самостоятельное изучение. Это темы, относящиеся к проблемам дейктических слов, слов-указателей, заместителей и других функциональных единиц.

Самостоятельная работа студентов организуется и контролируется посредством:
• подготовкой сообщений, докладов (презентаций) по темам семинарских занятий
• заданий к семинарским (лабораторным) занятиям и участия студентов в дискуссии;
• мониторинга активности на сайте дистанционного сопровождения курса
• дополнительных контрольных заданий и собеседований по их выполнению и рекомендованной литературе.

Источники
Рекомендуемая учебно-методическая литература для подготоки к семинарам

Основная
1. Блох М.Я. A Course in Theoretical English Grammar. М., 2003.
2. Блох М.Я., Семенова Т.Н., Тимофеева С.В. Theoretical English Grammar. Seminars. (Практикум по теоретической грамматике английского языка) М., 2004.
3. Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков. М., 2004
4. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М., 1981.
5. Кобрина Н.А., Болдырев Н.Н., Худяков А.А. Теоретическая грамматика современного английского языка. М., Высшая школа, 2007
6. Левицкий Ю.А. Основы теории синтаксиса. М., 2005.
7. Прибыток И.И. The Theory of English Grammar. М., 2008
8. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М., 2007.
9. Худяков А.А. Теоретическая грамматика английского языка. М., 2005
10. Ilyish B. The Structure of Modern English, V., 1971.
11. Khlebnikova I.B. Essentials of English Morphology. M., 2001.

Дополнительная
12. Адмони В.Г. Основы теории грамматики. М., 2004.
13. Архипов И.К. Грамматика английского языка. Артикли. М., 2006
14. Барабаш Т.А. Грамматика английского языка. М., 2001.
15. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка. М., 1975.
16. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка. 2-е изд. М., 2008.
17. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. М., 2005
18. Блумфилд Л. Язык. М.,2003
19. Вейхман Г.А. Новое в английской грамматике. М., 1990.
20. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М. УРСС, 2007
21. Москальская О.И. Грамматика текста. М.,1981.
22. Спорные вопросы английской грамматики. Л., 1988.
23. Arinshtein V.M., Pshenitsin S.L. The syntactic and communicative division of the sentence. SPb, 1995.
24. Arinshtein V.M., The sentence and the phrase. SPb, 1989. с. 4-7.
25. Iofik L.L., Chakhoyan L.P., Pospelova A. Readings in the Theory of English Grammar. L., 1981.
26. Leech G. et al. Longman Grammar of Spoken and Written English. L.,2002
27. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A University Grammar of English. M., 1982.

Составитель программы:
К.ф.н., доцент Ю.В.Сергаева

программы
Курс «Теоретическая грамматика. Английский язык»
Направление: 031100 Лингвистика
Курс: 3
Форма обучения: очная
Семестр: 6
Форма аттестации: экзамен – 6 семестр

Курс теоретической грамматики для бакалавров-лингвистов предполагает системное, многоаспектное и полипарадигмальное описание общих и специфических свойств грамматического строя английского языка. В связи с этим основное внимание уделяется рассмотрению различных существующих лингвистических теорий и концепций, нескольких интерпретаций и классификаций одного и того же явления, знакомству с современными принципами и методами грамматического анализа.
Предполагается обзор основных разделов курса на лекциях, обсуждение наиболее сложных вопросов и решение лингвистических задач в ходе семинарских занятий, а также самостоятельная проработка студентами определенных тем.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Качество и полнота усвоения знаний проверяются благодаря вопросно-ответной, дискуссионной проблемной постановке лекционной части дисциплины и на семинарских занятиях. Усвоение знаний проверяется как в устной, так и в письменной форме:
• в виде докладов и сообщений по проблематике семинаров, дополняемых дискуссией по темам заслушиваемых сообщений.
• в виде письменных контрольных работ и тестов, проверяющих практические умения и навыки анализа грамматических явлений.

Итоговая аттестация

Данная дисциплина предполагает выполнение итогового теста и завершается устным экзаменом, состоящим из 3-х вопросов (2-х теоретических по синтаксису и морфологии и одного практического), посредством которых проверяется:
- степень усвоения теоретического материала курса;
- усвоение базовых понятий курса;
- умение применять полученные знания на практике с помощью соответствующих методов лингвистического анализа.

Баллы
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Качество и полнота усвоения знаний, работа студента в течение семестра оцениваются в баллах по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов для получения зачета – 71.
Максимальное количество баллов, получаемых за экзамен, – 30.
Если студент по изучаемому предмету набрал менее 71 балла, то его оценка (D+ 2.4 и менее) является неудовлетворительной и подлежит пересдаче в следующем году.

Посещение и работа на лекции — 1 балл х 18 (кол-во лекций) = max 18
Посещение и работа на семинаре — 2 балла х 18 (кол-во семинаров) = max 36
Задания для самостоят. работы — 2 балла х 10 (кол-во тестов) = max 20
Подготовка презентации, доклада
по дополнительной литературе — 3 балла х 2 = 6
Итоговая контрольная работа — max 20 баллов
ВСЕГО — 100 баллов

Экзамен 3 вопроса — 10 х 3 = max 30 баллов

ПЕРЕВОД КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ В ОЦЕНКИ

96 — 100 А 5.0
91 — 95 А- 4.7
88 — 90 В+ 4.4
84 — 87 В 4.0
81 — 83 В- 3.7
78 — 80 С+ 3.4
74 — 77 С 3.0
71 — 73 С- 2.7
баллы, не дающие право получить кредит(ы) по данной дисциплине
68 — 70 D+ 2.4
64 — 67 D 2
61 — 63 D- 1.7
0 — 60 F 1

Интернет Организация самостоятельной работы
Одна из задач курса — включение студентов в более активное и осознанное овладение знаниями посредством различных информационных ресурсов. Ряд тем выносится на самостоятельное изучение. Это темы, относящиеся к проблемам вербалий, дейктических слов, слов-указателей, заместителей и других функциональных единиц, а также к некоторым аспектам изучения текста и дискурса.
Самостоятельная работа студентов организуется и контролируется посредством:
• подготовкой сообщений, докладов (презентаций) по темам семинарских занятий
• заданий к семинарским (лабораторным) занятиям и участия студентов в дискуссии;
• дополнительных контрольных заданий и собеседований по их выполнению и рекомендованной литературе.

Источники
Рекомендуемая учебно-методическая литература для подготовки к семинарам

Основная
1. Блох М.Я. A Course in Theoretical English Grammar. М., 2003.
2. Блох М.Я., Семенова Т.Н., Тимофеева С.В. Theoretical English Grammar. Seminars. (Практикум по теоретической грамматике английского языка) М., 2004.
3. Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков. М., 2004
4. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М., 1981.
5. Кобрина Н.А., Болдырев Н.Н., Худяков А.А. Теоретическая грамматика современного английского языка. М., Высшая школа, 2007
6. Левицкий Ю.А. Основы теории синтаксиса. М., 2005.
7. Прибыток И.И. The Theory of English Grammar. М., 2008
8. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М., 2007.
9. Худяков А.А. Теоретическая грамматика английского языка. М., 2005
10. Ilyish B. The Structure of Modern English, V., 1971.
11. Khlebnikova I.B. Essentials of English Morphology. M., 2001.

Дополнительная
12. Адмони В.Г. Основы теории грамматики. М., 2004.
13. Архипов И.К. Грамматика английского языка. Артикли. М., 2006
14. Барабаш Т.А. Грамматика английского языка. М., 2001.
15. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка. М., 1975.
16. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка. 2-е изд. М., 2008.
17. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. М., 2005
18. Блумфилд Л. Язык. М.,2003
19. Вейхман Г.А. Новое в английской грамматике. М., 1990.
20. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М. УРСС, 2007
21. Москальская О.И. Грамматика текста. М.,1981.
22. Сорокина Т.С. Функциональная грамматика. Принципы лингвистического описания. М., 1991.
23. Спорные вопросы английской грамматики. Л., 1988.
24. Филмор Ч. Дело о падеже. – Новое в зарубежной лингвистике. №. 10
25. Халлидей М. Место «функциональной перспективы предложения» в системе лингвистического описания // Новое в зарубежной лингвистике. №. 8
26. Холодович А.А. Проблемы грамматической теории. Л., 1979.
27. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. СПб, 2007.
28. Arinshtein V.M., Pshenitsin S.L. The syntactic and communicative division of the sentence. SPb, 1995.
29. Arinshtein V.M., The sentence and the phrase. SPb, 1989. с. 4-7.
30. Iofik L.L., Chakhoyan L.P., Pospelova A. Readings in the Theory of English Grammar. L., 1981.
31. Leech G. et al. Longman Grammar of Spoken and Written English. L.,2002
32. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A University Grammar of English. M., 1982.

Составитель программы:
К.ф.н., доцент Ю.В.Сергаева